Золотые 90-е

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Золотые 90-е » Поэзия » Владимир ГАНДЕЛЬСМАН Из стихотворений 1990-98 гг.


Владимир ГАНДЕЛЬСМАН Из стихотворений 1990-98 гг.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Стихи памяти отца

1.

Ночь. Туман невпродых.
И - лицом к октябрю -
надо прежде родных
исчезать, говорю.

Речь, которая есть
у людей, не берет.
В большей степени весть
о тебе - этот крот.

Потому что он слеп.
Слепок черных глазниц.
В большей степени - степь.
Холод. Ночь без границ.

2.

Узкий, коричневый, на два замка саквояж,
синие с белыми пуговицами кальсоны,
город, запаянный в шар с глицерином, вояж
в баню, суббота, зима и фонарь услезенный,

за руку, фауна булочной сдобная: гусь,
слон, бегемот - по изюминке глаза на каждом,
то и случилось, чего я смертельно боюсь
там, в простыне, с лимонадом в стакане бумажном,

то и случилось, и тот, кто привыкнуть помог
к жизни, в предбаннике шарф завязавший мне, - столь же
к смерти поможет привыкнуть, я не одинок,
страшно сказать, но одним собеседником больше.

3.

Я шлю тебе вдогонку город Сновск,
путей на стрелке быстрые разбеги,
хвостом от оводов тяжеловоз
отмахивается, на телеге

шагаловский с мешком мужик-еврей,
смесь русского с украинским и с идиш,
мишугинер побачит тех курей
и сопли разотрет в слезах, подкидыш,

весь местечковый, рыжий, жаркий раж,
всю утварь роя, все, чем мне казался
тот город, всю языческую блажь, -
египетский ли плен в крови сказался,

не знаю... Эту жизнь, которой нет,
которая мне собственной телесней
была, на ту ли тьму, на тот ли свет
я шлю тебе мой голос бесполезный,

как в Белгороде где-нибудь, схватив
в охапку сверток груш, с толпой мешаясь,
под учащенный пульс-речетатив, -
ты отстаешь, в размерах уменьшаясь,

и я иду к тебе, из темноты
тебя вернув, из немощи, из страха,
как блудный сын, с той разницей, что ты
прижат к моей груди как короб праха.

4.

Это ты стоишь в прихожей с клюкой -
воспаленные веки, полуоткрытый рот,
мы с тобой не увидимся ни в какой
больше комнате, мама за мной запрет,

это ты в семейных стоишь трусах,
отражаясь в зеркале тройного трюмо,
"...и прижать тебя к сердцу" - уже в слезах
ты закончишь беспомощное мне письмо,

это я в навьюченном солнцем стою
городке ослином и пью вино,
это ты, вцепившись в кровать свою,
жизнь додышиваешь, идя на дно,

предпоследняя - вот она - в череде
явей, нам изменяющих без конца, -
боль, последней же нет нигде,
а точнее: нет у нее лица,

не имеющая в зеркалах
отраженья, страшна и завешивают ее,
это ты стоишь, на моих глазах
превращаясь в незыблемое небытие,

не собою утрата так тяжела, -
обретение, наоборот, она яви есть
в большей мере, чем явь до нее была,
умирает тело, но дышит весть.

5.

На скорбном родины развале
январь я этот пробродил,
меня в квартиры люди звали,
и призрак душу бередил,

не зря кругом была разрыта
земля, и, кутая озноб,
как у разбитого корыта,
сидел над ямой землекоп,

сновали голуби помоек,
день припухал как на дрожжах,
и воспаленный свет попоек
горел на нижних этажах,

я там увидел сон плаксивый:
лет семь ребенку, смерть отца...
Ты, откупившаяся ксивой,
душа без признаков лица,

оплакавшая в срочной дреме
сегодняшнее горе, ты -
ты исхитрилась в мертвом доме
и мертвая - вернуть черты

свои, забившись в угол сонный,
ползущая на свет, на звук
почти уже потусторонний, -
ты, перевспыхнувшая вдруг.

6.

Поздней осени скарб.
Ночь. Отливом забыт,
лист ползет, точно краб.
Прах твой в землю зарыт.

Я не знаю молитв.
Только слово, как бур,
словаря монолит
сверлит, рыщет фактур

равных скорби, тому,
что отбросила плоть,
погружаясь во тьму.
Прииск звездный. Щепоть

света. Облако ль ты
тщишься сдвинуть рукой,
чтоб увидеть черты -
вот - лица над строкой,

и в движенье пером
по бумаге - прочесть:
среди ясного гром
неба - все, что ни есть...

Или этот набор
букв, тире, запятых
ты не видишь в упор
как бесстыдство живых?

* * *

Футбол на стадионе имени
Сергей Мироновича Кирова
второго стриженого синего
на стадионе мая миру мир

под небом бегло гофрированным
рядами полубоксы тыльные
левее ясно дышит море там
блистательно под корень спилено

на стадионе мая здравствует
флажки труду зато в бою легко
плакатом мимо государствует
бутылью с жигулевским булькают

парада ДОСААФ равнением
идут руками все размашистей
и вывернутым муравейником
меж секторов сползанье в чашу тел

потом замрет и страшно высь течет
над стадионом С. М. Кирова
удары пустоты стотысячной
второго стриженого миру мир

по узеньким в часы песочные
в застолье ускользают сумерки
до Дня Победы обесточено
извилиной сверкнет лишь ум реки

Подражание Кавафису

Куда идете, граждане, держась
за тонкие веревочки, к которым
привязаны воздушные шары?
И почему бумажными цветами
вы машете, и красных петушков
на палочках облизывают дети?

Чем взбудоражен город, почему
на всех углах из раструбов железных
гремит незримый хор, и старики
из окон смотрят недоумевая:
что там несут - трофеи или дань?
и кто несет - рабы или туземцы?

Что за повозка? Почему на ней
трехглавый барельеф - Геракл могучий
в Аид отправил пса или богов
столь странные у вас изображенья?
Там, за рекой - святилище? дворец?
Куда устремлены Петра потомки?

Ареопаг? Как много черных шляп
и шелковых шарфов! Совет старейшин?
Зачем они ладонями с высот
трибуны помавают? Копьеносцы
и лучники уходят на войну,
или с войны, блестя златочешуйно,

вернулись? О, постойте, я хочу
понять обычай ваш, куда спешите?
И почему почтенные мужи
все по трое расходятся, оставив
жен и детей, и, право, почему
вы мне не отвечаете? Постойте!

Откуда эти залпы? Началось?
Кто этот человек, зачем в потемках
ко мне он приближается с копьем
и говорит: "Изыди, чужестранец,
а не изыдешь, мы тебя убьем..." -
и ритуальный исполняет танец?

* * *

Из пустых коридоров мастики,
солнцерыжих паркета полос,
из тик-така полудня, из тихих,
тише дыбом встающих волос,

сохлым запахом швабры простенной,
труховой мешковиной ведра,
с подоконника пьющих растений
вверх косея фрамуги дыра,

перочисткой и слойкой в портфеле,
Александров под партой ползет
к Симакову, который недели
через две от желтухи умрет,

безъязыкие громы изъяты
горячо, и в продутых ушах
две глухие затычки из ваты,
и уроки труда на стежках,

и на солнце прозрачные вещи,
и пчела к георгину летит,
в вакуолях пространства трепещет,
слюдяное безмолвье слезит,

то, что вижу - не зрение видит,
не к тому - из полуденных тоск -
сам себя подбирает эпитет
и лучом своим ломится в мозг.

* * *

В георгина лепестки уставясь,
шелк китайский на краю газона,
слабоумия столбняк и завязь,
выпадение из жизни звона,

это вроде западанья клавиш,
музыки обрыв, когда педалью
звук нажатый замирает, вкладыш
в книгу безуханного с печалью,

дребезги стекла с периферии
зрения бутылочного, трепет
лески или марли малярия -
бабочки внутри лимонный лепет,

вдоль каникул нытиком скитайся,
вдруг цветком забудься нежно-тускло,
как воспоминанья шелк китайский
узко ускользая, ольза, уско

Памяти Л.

1.

Мел ссыпается с досок,
тряпок, весенний,
треугольниками хеопсы
залежей, где бассейны,

угольные буравят мухи,
в море впадают вилы
Нила, Некрасов муки
отслоил для Ненилы,

слойки и перочистки,
читка пиесы в лицах,
актовый зал отчизны,
Софья и Лиза,

я берегами Стикса
Лену ищу в тоске,
мальчики ждут от икса
игрека на доске,

по небу снимки
легких летят легко,
розовые, как у немки
голубое трико,

в ту строку, где "весенний",
тихо просится "день",
тень проносится тени
Лены, тень ее, тень.

2.

Вот еще один
март солнечный
невоплощен, иди
сюда, со школы начни,

с коридора начни,
как на колено берут
портфель они,
девочки, и Лена не тут

уже, замочки блестят
и резинки видны,
чуть в проталинах сад
прописан весны

вдали, иди сюда,
где сплошь мокрая
земля, и с чавканьем стиснуты
калош края,

ближе подойди,
по стеклу в грязи
битому проведи
и цветок спаси,

помня, с белых лиц
двух учительниц
как слетал шепотком
с траурным ободком

мир, пылящийся
в груде сумерек,
там, где плащ, вися,
умер, сник,

утомясь, томясь,
иди себе прочь,
небом пряных масс
наплывает ночь.

Марианна

Марианна, перепрыгнув уровень,
в электричку резкую идет,
в мире на одну вот-вот не умерло,
но сегодня в озере умрет.

Точка там мерещится над озером
удаляющегося отца
и мерцающего, вроде морзе,
Марианне бледного лица.

Это с мира капля сумасшествия
в небольшую голову стекла,
Марианну силою божественной
через край ума перелила.

И она, перемахнувши замысел,
свет его таинственный и тьму,
больше не взывая к нашей жалости, -
тихо соответствует ему.

* * *

О, ядро с ключицы
в воздух послано сентября,
долго летит, лучится,
в памяти застревает зря,

катится, пав на землю,
сантиметра три,
тем ли я занят, тем ли
занят я, тускло ядро гори,

трусики-абажуры,
девичьи позвонки гуськом
тянутся с физкультуры
в неотразимом огне таком,

и спокойная пропасть
обрывается, мертво стоя
на своем, - точно пропись
с оглянувшимся "я".

* * *

По коридорам тянет зверем,
древесной сыростью, опилками,
и - недоверьем -
дитя с височными прожилками,
и с лестниц черных
идут какие-то с носилками -
все в униформах.

Провоет сиплая сирена,
пожарная ли это, скорая,
пуста арена,
затылок паники за шторою
мелькнет, и ярус
из темноты сорвется сворою
листвы на ярость.

Он не хотел на представленье,
оставь в покое неразумное
дитя, колени
его дрожат, и счастье шумное
разит рядами, -
как он, его не выношу, но я
зачем-то с вами.

Горят огни большого цирка,
прижмется к рукаву доверчиво -
на ручках цыпки
(я плачу) - мальчик гуттаперчевый...
скорей, в автобус,
обратно все это разверчивай,
на мир не злобясь.

Они не знали, что творили -
канатоходцы ли под куполом
пути торили,
иль силачи с глазами глупыми
швыряли гири...
Иль, оснежась, сверкали купами
деревья в мире.

* * *

Вестибюля я школьного
окончания в пору уроков,
вроде взрыва стекольного,
световых его пыли потоков,
вроде с улицы вольного,

или галстуком розовым
проутюженным веянье шелка,
и к учебникам розданным
обоняние тянется долго,
все продернуто воздухом,

пилкой лобзика ломкою
контур крейсера, пылкие взоры,
и, любовное комкая,
вся на северной встречу Авроры
кровь пульсирует громкая,

время тусклое лампочки
в раздевалке, тупых замираний,
и мешочка на лямочке,
и с родительских в страхе собраний
ожидания мамочки,

тонкокожей телесности,
шеи ватой обмотанной свинки,
астролябий на местности,
и рифленых чулков на резинке,
и кромешной безвестности,

растворяйся, ранимая,
погружайся в тоске корабельной,
дом, и, неуяснимая,
под бессмертный мотив колыбельной,
радость, спи и усни моя.

* * *

Поднимайся над долгоиграющим,
над заезженным черным катком,
помянуть и воспеть этот рай, еще
в детском горле застрявший комком,

эти - нагрубо краской замазанных
ламп сквозь ветви - павлиньи круги,
в пору казней и праздников массовых
ты родился для частной строки,

о, тепло свое в варежки выдыши,
чтоб из вечности глухонемой
голос матери в форточку, вынувший
душу, чистый услышать: "Домой!"-

и над чаем с вареньем из блюдечка
райских яблок, уставясь в одну
точку дрожи, склонись, чтобы будничный
выпить ужас и впасть в тишину.

* * *

Тихим временем мать пролетает,
стала скаредна, просит: верни,
наспех серые дыры латает,
да не брал я, не трогал, ни-ни,

вот я, сын твой, и здесь твои дщери,
инженеры их полумужья,
штукатурные трещины, щели,
я ни вилки не брал, ни ножа,

снится дверь, приоткрытая вором,
то ли сонного слуха слои,
то ли мать-воевода дозором
окликает владенья свои,

штопка пяток, на локти заплатки,
антресоли чулков барахла,
в боевом с этажерки порядке
снятся строем слоны мал-мала,

ничего не разграблено, видишь,
бьет хрусталь инфернальная дрожь,
пятясь заполночь из дому выйдешь
и уходишь, пока не уйдешь.

* * *

Сердце надвое всегда рвалось,
с Кировского ли съезжал, с Тучкова -
Петроградская бросала в дрожь
сторона свидетеля ночного,

в смерть возьму с собой пласты
туч лиловых, туч тяжелых,
дом, в котором засыпала ты,

путь до Геслеровских бань возьму,
дребезг елочный трамвая
с осыпью бенгальскою во тьму...

вдруг рыданья земляной
голос: Господи, он сжил меня со света... -
и несчастная подробность эта,
точно пес, увяжется за мной.

* * *

Птица копится и цельно
вдруг летит собой полна
крыльями членораздельно
чертит в на небе она

облаков немые светни
поднимающийся зной
тело ясности соседней
пролетает надо мной

в нежном воздухе доверья
в голубом его цеху
в птицу слепленные перья
держат взгляд мой наверху

* * *

Тихий из стены выходит Эдип,
с озаренной арены он смотрит ввысь,
как плывет по небу вещунья-сфинкс,
смертный пот его еще не прошиб.

Будущий из стены выходит царь,
чище плоти яблока его мозг,
как зерно проросший, еще не промозгл
мир, - перстами его нашарь.

Воздух, воздух губами еще возьми,
разлепи два века и слух открой,
и вдохни, как крепко, кренясь, корой
пахнет дерево еще незимы.

Ты сюда явился запомнить взрыв
вещества, которым и образован сам,
в чистом виде равный своим слезам,
ни единой тайны стоишь не раскрыв.

В белом еще обнявшихся нет сестер-
дочерей, и мать еще не жена,
и себя не уговаривает: "жива" -
жизнь, и дышит дышит дышит в упор.

* * *

Ломкую корочку снега
продавливая за гаражами,
за отвороты ботинок завалится,
звякая за подкладкой грошами,
долго на стену пялиться...
мокрыми пятками, медными пятаками...

Корочка снега бурая,
прошитая горячо
собачьей капельками мочой,
в горле у идиота рыданье бурное,
все ни о чем, ниотчего,
мамочку жаль, стена штукатурная.

(Если бы не слюны
запах с ее платочка,
сажу стирает с моей щеки,
грустные окна слюды
на керосинке, я думаю, очень.
Долго в точку смотреть - и все далеки).

Близко к рождению, небытие
втягивает, как в полынью,
разудаляются птицы две в небе те,
голову наклоню,
жить надо, врать, разорвать одну
жалобу школы на школьника в темноте.

Дай прихитрюсь,
припотею к воротничку,
жизнью пропахну, притрусь,
страшно ему, идиоту и новичку,
мерзнуть и, втискиваясь в эту узь
за гаражами, изничтожать себя по клочку.

С дядькой

Мы - солнце яркое
желтей желтка - сидим,
ты держишь чарку, я
в твою одежду дым
вдыхаю впитанный
ночных костров, войны,
охоты, вытканной -
из-за твоей спины
видна - на коврике,
где солнца луч лежит,
и столько в облике
твоем любви дрожит
моей, - тянусь рукой,
и чарка алая
вина, скользнув рекой,
наряд твой залила,
тогда, скривив лицо,
ладонь отводишь ты -
нежна, блестит кольцо
на пальце, как цветы,
нежна, и линий вдоль
ладони бел пучок,
но обжигает боль
мне щеку горячо,
я в угол тот бегу,
где лира спит у нас,
и слабо берегу
до-пробужденья час.

Бабушка видит мужа

Дня мерцанье белое в обводах рам,
белое мерцанье из окна сквозит,
никого на дереве, лица ни там
нет, ни там, прищеплена, весна висит,

с бельевых веревок перекрещенных,
номерком нашитым бегло мечена,
не душа живая - это вещь на них
рукавами сохнущими мечется,

о каком Давиде - указательным
тычешь в створ весны - тебе бормочется,
никого под деревом, но, знать, больным
видится, как хочется, как хочется,

что-то вроде пленки кинопорванной,
где идет война, эвакуация,
беженцы в стога ныряют, в створ видна
в воздухе висящая акация,

с крестиков, гудящих в небе, ненависть -
кладбище летит горизонтальное -
валится, и дымом всходит века весть,
убегает в даль зигзагом, в даль, снуя,

как овец, гонимых в преисподнюю,
смерть пасет и гнет их в три погибели,
Боже, человек живой бесплоднее
мертвой птицы, усыпленной рыбы ли,

ты читай на дереве псалмы свои,
в них ночей тоску твою и дней тая,
пусть они баючат, ветви вислые,
путаницу смертную, по ней-то я

и служу на кухне поминальщиком,
мальчик и меняльщик глянца марок я
там, стекает по моим печаль щекам,
и в окне трепещет что-то яркое.

* * *

Снял конек, еще сердце вдвойне -
в два прозрачных виска -
и упал на ковер,
и на розовой нежной ступне
исчезающий влажный узор
шерстяного носка.

* * *

Кожаный диван, обои -
золотым невнятно-голубое
кружевом обведено.
И вращается веретено.
Щелканье его сухое.

Щелканье его сухое.
Время в кухне капает плохое.
В дверь вшуршит газету почтальон.
Луч диагональный пропылен.
Что ты говоришь такое?

Но слова чисты,
как увиденные Иокастой
нежного лица черты
в искаженном не-лице. Несчастный,
о, не узнавай, кто ты.

0

2

Январь. Приборка комнаты

Январская побудка: Русь-Союз.
Арена залита великолепьем.
Тот озарил, тот вырастил. Мой брат
во Ильиче, в Иосифе, в кипучем
труде, смотри: камвольный комбинат

шелк выпускает, ситец, габардин,
бостон и шевиот. Сталь выплавляют
и производят кокс. Рассвет. Январь.
Янтарь. В какую сторону по снегу
шагает лыжник, оставляя след?

Ты слышишь эти звуки: "маленков",
"взлелеяно", "орлиный взгляд", "вступила
в строй очередь Мингечаурской ГЭС"?
Мне прошлого Мордовии, где горе
и слезы унижения, - не жаль.

Открытие в Улан-Удэ Дворца
культуры от завода паровозо-
вагонного. Великолепье. День.
Шарфы и шапки. Солнце. Годовщина
затертого во льдах "Седова". Сдан

в срок норматив "Готов к ПВХО"
в честь стачки на Путиловском. Одобрен
и принят на развертыванье курс.
Ахмеда Шамахмудова в семейном
кругу - жена, двенадцать сыновей,

усыновленных ими в дни войны, -
находим. Плов. Ташкентский дворик. Поле
картофелесажалка бороздит,
квадратно-гнездовой посев освоив.
Я подметаю комнату. В окне

заклеенном, с прокладкой между рам
завернутой в газету ваты, - солнце.
Слепящий день. Загадка: днем стекло
разбито, за ночь вставлено. Под гнетом
капитализма на две трети люд

еще томится. Умер Ленин. Жаль.
Он, рабство ненавидя, жил до смерти.
Шор ни малейших на глазах со дня
растрелянной в царя народной веры.
Без ног оно, без крыльев, не видать

его и не слыхать, летит - не взять.
На ходики смотрю - кричит кукушка.
Мне скучно, брат. Трубопрокатный стан.
Там - Куйбышев. Там - навыки раскроя.
А там - тупоугольный Мавзолей.

Я спать хочу. Я сумерки люблю.
И время возвращения со службы
родителей. А больше ничего.
Антарктика. Родился Моцарт. Прежде,
чем взбить белки, их надо охладить.

Февраль. Над учебником

С гор слетает Кара-Куджур,
реку звуком пугливым "Чу"
образуя, кипит ажур,
основную резвя парчу.

Ты, в учебник глядя, радей:
за ущельем, в долинном дне,
пахнет кровным делом людей,
чем-то, что возведут стране.

На хлопчатник хлынет вода.
Свекла сахарная, виноград.
Летне-лагерное скота
содержанье. Весомый вклад.

Вроде газовый свет-рожок -
февраля синевеет ель.
Я пойду сегодня в кружок
шпаклевать корабля модель.

Как рождается пафос? Течь
есть в "Седове", сжатом во льду.
Разрешите спуститься, лечь
и заделать собой беду.

Кто дороже Советам - раб-
очий или крестьянин? А,
отвечаю, какая из
ног дороже тебе нога?

Начинают белые: в два
хода черным они дают.
Вместо сена - комбикорма
для созданья обилья тут.

Мы очистим и Хуанхэ
и Чандзян, а бумажный тигр
гоминдана пойдет на "хэ".
Свет в подвале вечерних игр.

Я устал от душевных ран.
Мировой нерадивый зев.
Глубина заделки семян.
Яровой и озимый сев.

Детский Гнесиных это хор.
Левый правый слезится глаз.
То ли умер Сухэ-Батор,
то ли поздний февральский час

нагнетает такую грусть.
Вот: ячеек дитя, кружков,
выходящий туда, где пусть
снег поскрипывает от шажков.

Май. Демонстрация

Припахивает машиностроением,
приподнятым настроением,
фрезой, трудоднем, предприятием
и встречного плана принятием.

Мужчины широкоплечие
с детьми на загривках идут,
а там - предводители певчие
хоров, славословящих труд.

Разбился суховей о щит зеленый,
на молодых ветвях расселись птицы,
их песней Пушкин мог бы насладиться,
красой полян - Мичурин изумленный.

То к Индии, то к Индонезии
любовь заполняет донельзя ли,
нежнеют ли скверов акации,
нужнеют ли благ облигации,

по займу ли трехпроцентному,
подписанному коммюнике,
металлу цветному ли, ценному -
тебя узнаю вдалеке.

Вот боронуют зябь, взбухают почки,
а почва и легка и пылевата,
и смотрит глаз хозяйский торовато
на торфоперегнойные горшочки.

Сигналы со станций дрейфующих,
из радиоточек рифмующих
горячее льет одобрение.
Не мир, но его сотворение

пред нами - о, ты пойми меня! -
дыханьем его утепли,
Дворец ли культуры он имени
Цюрупы, Козицкого ли...

Но поздно, поздно. Спит твоя обитель.
И только в коридор уводит щелка,
где мамочкин белеет шарфик шелка
и папочкин златомерцает китель.

Октябрь. Выписка из хрестоматии

Солнце низко на бледно-
ясном небе, лучи
холодеют и блекнут,
водянисто светясь.

Полчаса до заката.
Еле тлеет заря.
Ветер мчится навстречу
по сухому жнивью.

Торопливо вздымаясь,
стая листьев летит,
покоробленных, мимо.
В роще блеск паутин.

Грустно мне. Рассекая
воздух крыльями, взмыл
и, отрывисто каркнув,
скрылся ворон вдали.

Ноябрь. Праздничный концерт

В форме воинов Варшавского
договора вышли юноши,
на подружек смотрят ласково,
да и те не пригорюнивши,

отрезные лифы в талии,
юбки складчатые, пышные,
немцы, венгры, чехи стали, и
звуки грянули не лишние.

Ерьте ващасти и диста,
мела агати пирет,
амде ужны амониста,
рагни огдани адет.

Дробный ход солдат уверенно,
всей ступней об пол ударивши,
завершает, и размеренно
в пляс идут уже товарищи,

подходящие параметры
у ребят - хватая за душу,
их подружки темпераментно
отдаются телом чардашу.

Ениска радай агреты,
олей и диной верды,
итву защастила неты
вижутся ашир яды.

На словацкой польке воины,
горделиво вскинув головы,
входят, мужественно скроены,
в круг содружества веселого.

С той поры, как на окраины
Будапешта ли, Варшавы ли
танки выдвинулись, - спаяны
мы задорными державами.

Одвик удей резывая,
грады метая ути,
дешту сеца аселая,
ирам абодно сети.

Вот поляки за партнершами
в па мазурки продвигаются,
и хлопками их хорошими
одобряют все, играются,

непосредственно веселие,
задушевно, согласованно,
повторю потом в постели я
то, что людям адресовано:

Удем ля щастя, а рода
шиз ниарбе ниадить,
лавна инашаз абота -
вято и дисто ранить.

* * *

Говорю: вращенье в барабанах
ворохов недельного белья,
тихие кварталы банных
вечеров, испарина жилья,

говорю: в цирюльнях отрезные
головы на вынос, простыней
полыханье, на закат сквозные
улицы уходят все темней,

говорю: земли сырые комья
и небес встречаются в реке,
там, за семафором... ни о ком я,
ни о чем... о маленьком мирке.

О богах домашних, недалеких,
горизонт психея не берет
с перепугу, умещаясь в легких,
и плодов фруктовых полон рот.

Говорю: вот это зеленная,
это бакалейная, где нам,
в том числе и умершим, - земная
пища отпускается на грамм...

Пострашнеем - и тогда постигнем,
что иные не живут нигде
так давно, что более - "пусти к ним!" -
и не просятся, - к земле, к воде,

к виноватым превосходствам жизни,
тем, где копошится божья тварь
в табака душистой горловизне...
Но Эдип еще ребенок. Царь.

* * *

Вернуться в этот город? Нет, избавь.
Застиранный, он сел, и я не влезу
рукою в протекающий рукав.
Не выйдет ни по росту, ни по весу.

Ни по душе. Я помню, как Полиб
бежит за сопляком, как тот: "Подкидыш!" -
кричит мне, исторгающему всхлип...
Ты подтвердишь родство? И справку выдашь?

А если оборванец прав? Оставь
мне временный, но дом, способность видеть
не помня ничего, и реку вплавь
позволь не брать, чтоб милых не обидеть.

Полиба нет? Мать потеряла речь?
Я знаю, но тебя не слышу, нимфу...
Хоть неоткуда более извлечь
свидетелей, - не подойду к Коринфу.

* * *

Над засушливым учебником
географии ли, биологии,
где снопы везут, где прививают
пестики к тычинкам,
и заочница идет с вечерником,
все стада, все волоокие
девушки на свете прибывают,
тянутся карандаши к точилкам.

У семян дыханье слабое,
набухание и прорастание,
пишет, машет ли тебе полярник
шапкою-ушанкой,
иль Белову окружают, лапая,
гроздья дышат мироздания,
устья, русла, стебли, и кустарник
за окном акации с Каштанкой.

Луковицы мякоть едкую,
микроскопу вверя неослабную
любознательность, потея телом,
с каплею раствора
йода, - рассмотри, дыша соседкою,
ты ли рисовал похабную
и надписывал картинку мелом,
и в прозекторской дрожал позора.

Истомленное растение
на тарелке с трещиной и лужицей,
корни стержневые у фасоли,
семядоли, почки,
совести в потемках угрызения,
что я говорила, слушаться
надо, белые пылают боли,
отмирая в час по чайной строчке.

Все равно, не я, а он это,
отлетает от меня двойник это,
на него смотри, пока укроюсь
с головой и сгину,
ты какою глупостью так тронута,
или чем, душа, проникнута,
лучше помоги, а то расстроюсь,
я не виноват ни в чем, пусти, ну...

* * *

Вот она идет - вся выпуклая,
крашеная, а сама прямая,
груди высоко несет, как выпекла, и
нехотя так, искоса глядит, и пряная.

Все ее захочет, даже изгородь,
или столб фонарный, мы подростками
за деревьями стоймя стоим, на исповедь
пригодится похоть с мокрыми отростками.

Платье к бедрам липнет - что ни шаг ее.
Шепелявая старуха, шаркая,
из дому напротив выйдет, шавкою
взбеленится, "сука, - шамкнет, - сука жаркая!"

Много я не видел, но десятка два
видел, под ее порою окнами
ночью прячась, я рыдал от сладкого
шепота их, стона, счастья потного.

Вот чего не помню - осуждения.
Только взрослый в зависти обрушится
на другого, потому что где не я,
думает, там мерзость обнаружится.

В ней любовь была. Но как-то страннику
говорит: "Пойдем. Чем здесь ворочаться -
лучше дома. Я люблю тебя. А раненько
поутру уйдешь, хоть не захочется".

Я не понял слов его, мол, опыту
не дано любовь узнать - дано проточному
воздуху, а ты, мол, в землю вкопана
не любовью: жалостью к непрочному.

А потом она исчезла. Господи,
да и мы на все четыре стороны
разбрелись, на все четыре стороны,
и ни исповеди, ни любви, ни жалости.

* * *

Квартира окнами на Кировский.
Февраль чуть обморочный, вирусный.
Двор сумрачный. Я скоро вырасту.

За дверью черной, дерматиновой
тоскливой лентой серпантиновой
петляют звуки сонатины той.

Уроки сонные эстетики.
Там разбирают ноты Гедике.
Я "зажимал" ее на "Медике".

Смотри: бутылочный и уличный
ложится свет (парок из булочной)
на свитер с бахромой сосулечной.

Смотри: у батареи огненной,
еще по шляпку в жизнь не вогнанный.
Смотри: заглядываю в окна к ней.

Не вогнанный еще, не вынутый,
с той, не сливаясь, с той невинно стой.
О, Иванов, во всем продвинутый.

О, скуки нежное святилище,
лекальный сон пюпитра, пыль еще
в изгибах, полдень музучилища.

Или еще пыльнее: техникум.
За горло взятых тем, но тех, никем
не взятых лучше, неврастеником

отчасти, взятых тем вершителем -
приди: вот женщина с сожителем.
На вешалке фуражка с кителем.

* * *

Это некто тычется там и мечется,
в раковину, где умывается, мочится,
ищет курить, в серой пепельнице
пальцев следы оставляет, пялится, пятится,

это кому-то хворается там и хнычется,
ноют суставы, арбуза ночного хочется,
ноги его замирают, нашарив тапочки,
задники стоптаны, это сынок о папочке,

это арбузы дают из зеленых клетей, поди,
ядра, бухой бомбардир, в детском лепете
жизни, дождя - ухо льнет подносящего
к хрусту, шуршит в освещении плащ его,

это любовью к кому-нибудь имярек томим,
всякое слово живое - есть реквием,
словно бы глубоководную рек таим
тайну о смерти невидимой всплесками редкими,

где твои дочери, к зеркалу дочередь
кончилась, смылись, вернулись брюхатые, ночи ведь,
где твой сынок, от какой огрубевшие пяточки
девки уносит, это сынок о папочке

песню поет, молитву поет поминальную,
эй, атаман, оттоманку полутораспальную,
с ним на боку, хрипящим, потом завывшем,
имя сынка перепутавшим с болью, забывшем.

* * *

и одна сестра говорит я сдохну
скорее чем кивая туда где мать
я смотри уже слепну глохну
и уходит ее кормить

и другая кричит она тоже
человек подпоясывая халат
хоть и кости одни да кожа
доживи до ее престарелых лет

доживешь тут первая сквозь шипенье
и подносит к старушечьему рту
ложку вторая включает радиопенье
и ведет по пыли трюмо черту

что кривишься боишься ли что отравим
что на тот боишься ли что отправим
Антигона стирает пыль
есть прямые обязанности мне ее жаль

говорит Исмена хоть нанимай сиделку
тоже стоит немалых денег
причитая моет стоит тарелку
за границей вертится брат Полиник

ни письма от него ничего в помине
Антигона кричит и приносит судно
да-да-да да-да-да но о ком о сыне
мать их дакает будь неладна

иль о муже поди пойми тут
то заплачет рукой махнет отвяжитесь
от Полиника пожелтелый свиток
ей одна читает другая выносит жидкость

Аполлоном прочно же мы забыты
говорит одна вечереет и моет другая руки
и сменяет музу раздраженной заботы
Меланхолия муза скуки

потому что выцвести даже горю
удается со временем и на склоне
снится Исмене поездка к морю
и могила прибранная Антигоне

* * *

Мать исчезла совершенно.
Умирает даже тот,
кто не думал совершенно,
что когда-нибудь умрет.

Он рукой перебирает
одеяла смертный край,
так дитя перебирает
клавиши из края в край.

Человека на границах
представляют два слепых:
одного лицо в зарницах
узнаваний голубых,

по лицу другого тени
пробегают темноты.
Два слепых друг друга встретят
и наощупь скажут: ты.

Он един теперь навеки,
потому что жизнь сошлась
насмерть в этом человеке,
целиком себя лишась.

Воскрешение матери

Надень пальто. Надень шарф.
Тебя продует. Закрой шкаф.
Когда придешь. Когда придешь.
Обещали дождь. Дождь.

Купи на обратном пути
хлеб. Хлеб. Вставай, уже без пяти.
Я что-то вкусненькое принесла.
Дотянем до второго числа.

Это на праздник. Зачем открыл.
Господи, что опять натворил.
Пошел прочь. Пошел прочь.
Мы с папочкой не спали всю ночь.

Как бегут дни. Дни. Застегни
верхнюю пуговицу. Они
толкают тебя на неверный путь.
Надо постричься. Грудь

вся нараспашку. Можно сойти с ума.
Что у нас - закрома?
Будь человеком. НЗ. БУ.
Не горбись. ЧП. ЦУ.

Надо в одно местечко.
Повесь на плечики.
Мне не нравится, как
ты кашляешь. Ляг. Ляг. Ляг.

Не говори при нем.
Уже без пяти. Подъем. Подъем.
Стоило покупать рояль. Рояль.
Закаляйся, как сталь.

Он меня вгонит в гроб. Гроб.
Дай-ка потрогать лоб. Лоб.
Не кури. Не губи
легкие. Не груби.

Не простудись. Ночью выпал
снег. Я же вижу - ты выпил.
Я же вижу - ты выпил. Сознайся. Ты
остаешься один. Поливай цветы.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


Сделать таблицу

Строк: Ячеек: RusFF ©


Вы здесь » Золотые 90-е » Поэзия » Владимир ГАНДЕЛЬСМАН Из стихотворений 1990-98 гг.