Золотые 90-е

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Золотые 90-е » Поэзия » надежда муравьева


надежда муравьева

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Надежда Муравьёва – писатель, поэт, журналист, переводчик с испанского и английского языков, член союза журналистов России. Родилась в Москве в 1970 году. Училась в Литературном Институте и МГПУ им. Ленина. Некоторое время жила в Латинской Америке, в Колумбии. Сейчас живёт и работает в Москве.

Как журналист, сотрудничала с Независимой Газетой, в том числе с «НГ Ex-libris», где много лет была ведущей полосы и, позже, заместителем ответственного редактора. Как писатель – опубликовала роман «Майя» (2005) в издательстве «Захаров». Ее рассказы, стихи и переводы печатаются в отечественных и иностранных журналах. Была одним из лауреатов конкурса религиозной поэзии памяти Св. Филарета Московского. В 2007 году была номинантом премии «Ясная Поляна». В том же году в серии «Русский Гулливер» вышел её поэтический сборник «Cármenes». Переводчик стихов Честертона, Уолтера Де ла Мара, А. Э. Хаусмана, Мигеля Эрнандеса, Пола Гудмена, Эдуардо Каррансы.

Флейты греческой тэта и йота
О. Мандельштам
Страшно, флейтист, соглашаться с судьбой –
Здесь не проверит, а там не подчистит.
Старость, как меч, над твоей головой,
Флейты речистей.
Старость и гибель в далеком краю.
Побереги свою флейту-прощанье.
Храбрость еще испытает твою
Окрик: «На выход, с вещами!»
Страшно. Немецкая флейта больна.
Выдержит? Нет? у тебя не спросивши
Губы твои выпивает до дна
Звук о безумьи, увы, не забывший.
Холодно. Колко. И грубо. И лед.
Слушай внимательно. Думал – иначе.
Видишь, забвенье на смену идет
Чистому тону высокого плача.
Не исписал стопудовых страниц,
Не говорил о «высоком и вечном».
Музыка флейты, упавшая ниц
Перед лицом исковерканной речи.
Страшно, флейтист, возвращаться во тьму,
Есть ожиданье, и есть песнопенье.
Вдруг да услышать тебе одному
Робкого звука паренье?
Холод терзает твое волшебство.
Кончено. Губы твои помертвели.
Слушайте клавиши сердца его,
Ангелы флейты, тюремной свирели
.

1990

Из цикла «Внутренняя речь»
Мы были тогда незнакомы,
Всем детством разделены,
В больницах скучали по дому
И видели схожие сны:
Был города выцветший кокон
Безжизнен, прозрачен и тих.
В похожести вымерших окон
Не выделить окон своих.
Там вещи слегка изменились
И улицы сдвинулись с мест,
Там лестницы накренились,
Спасительный темен подъезд.
Но комната все еще та же,
Как будто никем не взята.
Я трогаю стены и глажу,
Мой дом. А за ним пустота.
Мой радостный, ты ли утрачен,
Каким перечеркнут пером,
Каким номерком обозначен
В ряду обреченных на слом?
Вбегаю, срываюсь с балкона
И вижу, взлетев впопыхах –
Блестят тополиные кроны,
Как медная мелочь в руках,
Окно чердака за решеткой
И серую пропасть двора.
Над дальней зубчатой высоткой
Неслышно парят флюгера.
Не встретиться в городе сонном,
Пока или я или ты
Крылатую душу балкона
Не сдвинем со смертной черты.
Балконная дверь распахнется,
И день встрепенется за ней,
И сердце внезапно очнется
От детской печали своей.
Коснутся летящих ладоней
Шаги, голоса и листва
Безмерным весельем о доме,
О даре, о дали, о снах.
1994
***
По дороге
Обветшавшие сени мирного дома…
На сеновале трухлявый пол, и опасные доски, и дыры.
Река набухла, и правый берег размыло,
И Каменник весь разлился, так что камней
Не увидишь в чавкающей воде.
Две жерди, два хлипких мостка
Переброшены в этот мир из иного мира,
В одну мою жизнь из другой.
Ночами и днями, когда застучится под самое сердце
Вода оврага, реки, Каменника, дождя,
Родника, многоцветных луж по дороге в деревню,
Я выбираюсь на эти мостки и иду,
Осклизаясь, хватаясь за пропитанный
Влагой и дымом воздух.
Вот еще немного – и я упаду, и промокнут ноги,
Но каждый раз – еще немного – сквозь тяжкую глину оврага,
Земляничные мокрые листья
И пухлые шапки коварных белых растений,
Опушающих все лицо липучей пыльцой,
Я вырываюсь наверх,
Выхожу на свет
И вижу – старая ель обхватила руками березу,
Накрененную, словно лодка, и не дает утонуть,
И держит ее, прочно обвив ветвями.
А небо волнуется, и два еще километра до дома,
До мирного дома, единственного моего.
Еще подъем, и еще холм, и
Еще холмы мешают мне думать и видеть.
Но церковь моя в тополиных, крапчатых листьях,
Снесенная в пятьдесят первом,
Стоит у самой дороги.
Вот – мне бы идти налегке,
Но руки ноют от груза ненужных вещей –
От пустеющих воспоминаний об обидах и оскорбленьях,
О моем неумении вовремя выйти
Из игры, об этих мучительных играх…
Но ведь нет ничего -
Только плещется молоко, и капли
Бегут по жести бидона.
Донести молоко из одной деревни в другую –
Такое мирное, спокойное дело.
Донести мою
Многократную, эхом продленную нежность,
Открыть скрипучую дверь голубого цвета
И молочно-белое слово
Поставить на стол, которого все еще нет,
А, может, уже не будет.
И запах накаленной красной печи,
И серебристый, облупленный голубь над книжной полкой,
И голоса, и ощущение, что наконец
Воротился…
Господи Боже ты мой, я по этим мосткам,
По этой размокшей дороге, вдоль цепи холмов
Готова из ночи в ночь, изо дня в день,
Потому что Ты, потому что утрата,
Потому что ее не бывает,
Потому что Дом,
Потому что Ты,
Потому что память равна воде.
12 декабря 1994
***
Душа моя, ты - в гортани.
вся кровь от тебя болит.
Придумаешь сто названий –
тебе ни одно не льстит.
Доколе пребудешь раной,
Саднящей от слов и снов?
И станешь ли ты желанной,
Отплывши от берегов?
1995
***
И тихий смех.
И тихий голос в трубке телефонной…
Торжественно небесное биенье
Над маленькой беспомощной душой…

1998
***
Бьется сердце влажное в глубинах,
Выметнулось, выскользнуло, - вот
Бьется о тюрьму своих любимых,
Бьется сердце о гудящий лед.
Испятнали черные ушибы
Тело оперенное стрелы.
Эту плоть твоей летучей рыбы
На камнях от времени сырых.
1997
***
Нет, мне не дорог твой покой,
И свой я ни во что не ставлю…
В. И. Муравьев
Дороже пшеничных зерен
В заиндевелых полях,
Дороже горячего моря
В не ставших родными краях.
Дороже удачи дорожной,
Кофейного огонька,
Дороже дороги, похожей
На скользкий излом плавника
Мне эти просветы покоя
И книги в табачном дыму,
И наши беседы с тобою,
Которые в вечность возьму.
1997
***
Уходят в дождь беленые стволы
Туда, где мир настороженный стих,
Где полукругом сдвинуты столы,
И яблоки тяжелые на них.
Торжественность готовых переправ,
Пространство, осененное листвой.
Никто не стар. Никто уже не прав.
Никто не спит. И дом стоит пустой.
Оставленность. Земля стоит одна.
Не заперты пустые погреба.
Не выбелены скаты полотна,
И тяжесть, непривычная губам
За звуком звук у голоса крадет,
И разговор, не признающий слов,
Как белый свет, не двигаясь, растет
Над пустотой покинутых столов.
1997
***
Небо рассеялось.
Я выхожу из дома
И чувствую:
Камень
Разбился
На тысячу мелких осколков
И каждый из них –
острие,
ранящее меня.
Но не камень,
А только осколки
И каждая рана –
  К радости.
1996
***
Обмелевшие, теплые не по-зимнему дни.
А на дне те же камни,
и так же как в реку
дважды в него не войдешь.
Преткновенье о сотворенное время,
Запинка разлета.
Выйти с другой стороны,
Чтобы заново –
От истоков и до теченья,
петляющего в морях,
череду воды,
пограничья текучих дней
обрести
в полновластьи
Жизни.
1997
***
Обретеньями полон дом,
И жасминовый тяжек куст.
Бледнолистую воду пьем,
Белых чашечек горек вкус.
Словно ты, водяная гроздь,
Словно ты, обретенный ствол,
Белым к самому сердцу шел,
Прорастая его насквозь.
В низкой комнате – без перемен.
Белый дар от самой земли,
Все ли листья твои в пыли,
Все ли двор у кирпичных стен?
Обняло. Пронизало. Прах,
Персть земная водой полна.
Скреплена. Ты, глина в руках,
Ты, что будешь обожжена,
Вознеси из самых глубин
Белый, белый всполох ветвей.
Светлолистый стоит кувшин,
Осиянный водой твоей.
1998
***
Осенью
Мимо полей,
Эхом полных лесов.
Посмотри
На дело рук своих,
Господине.
Осенью.
Мимо болот,
Облаченных в пестрое небо,
в смиренном
сниженье листвы –
преклони ухо твое,
Господине,
нынче яблочный год.
Близится царство твое.
1998
***
Словно ясень, растет многоточье,
Словно льется вода сквозь огни,
Словно жизнь остановлена ночью,
И нетрудными кажутся дни.
Открывается дверь за спиною –
Не гляди. Открывается слух.
С этой бедной душою больною
Осторожно обходится дух.
Сколько мира стоит за плечами,
Сколько этой скользящей воды,
Говорящей с тобою ночами.
Слышу, слышу сырые сады,
Слышу – даль раскрывается рядом.
Не оглядывайся на нее…
Невесомое зернышко сада.
Птица. Дерево. Счастье мое.
10 декабря 1998
***
Наташе
Так ровно хватило на долю мою
Огня и ветров, и трав,
Что я понимаю, о чем я пою,
К легкой воде припав.
Так ровно, что, кажется, нету слов,
Так полно, что нету сил.
Так много стянулось тугих узлов,
Но мир по-прежнему мил.
Ведь пламя легче любимых рук,
Вода светлее огня.
И Ты меня не оставишь вдруг,
И Ты не предашь меня.
Так ровно ветры со мной говорят,
Они будут петь, когда
Я смело вступлю в Твой невидимый сад,
Сияющая вода.
1999

0

2

Россия – Колумбия (1990–1994)
***
[b]Дышат сосновые ветви – эпоха ветров,
Дальние странствия. Шорох шагов и холмов.
Льют проливные дожди. Лихорадка у стен
Дома. Разбухшие двери не держат тепло.
Тянет сырым холодком от измятых простынь.
Льют проливные дожди. По улицам катит вода.
Плещется возле ступеней, взбегает на них.
По вечерам наползает наволглый туман.
В каждой трещине мостовой монетой дрожит
Стылая влага. Темнеет примерно в шесть.
Жмутся под выступом крыши бездомные дети и псы.
Дальние странствия. Пятна размытых реклам.
Продымленный закуток с чашкой кофе на влажном столе.
Даже помойные баки выдыхают клубами туман.
Ночь. В середине эпохи дождей и ветров.
Скачут воздушные змеи в трехстах километрах от нас.
Топчутся гладкие кони. В Армении дождь.
Дождь в Медельине и в Кали.
Промозглая стыдь
Святой Боготинской Веры.
Где-то идет перестрелка. Падает дождь в Боготе.
Взрывы картонных домов в ночных городах.
Холод и пар изо рта. Эпоха ветров.
Эпоха комет и воздушных змеев
Эпоха камней и снов
В дыму Монсеррате.
Где-то вдали блестит
чудная Картахена в налипшем морском песке –
Раковина отелей, набережных, огней.
Через месяц нам обещают затишье.
И падает дождь.
Колумбия, Санта Фе де Богота, 1990
***
Клубящаяся церковь Monserrate
Вся в облаках, туманах, ливнях, тучах,
И выше – только небо. И крылатый,
Незримый Бог, носящий имя Случай.
А под навесом продают цепочки,
И образки, и кошельки из кожи,
Пока орган, стараясь в одиночку,
Поет, и голос кажется все строже.
Над пропастью в вагончике летящем
Снижаемся, и тонет в отдаленьи,
В дыму холодном, в поднебесных чащах
Над городом парящее селенье.
Но белый голос дальнего органа
Нерукотворной церкви Monserrate
Скользит по стеклам, влажным от тумана,
Цепляется за струнные канаты.
И завязью дождя на пышных кронах
Поет внизу, густеет, умирая.
Так вот тебе небесная корона –
Прообразом страдальческого рая.
Уходит гул и лепет посторонний.
И сумерки. Завиден ли твой жребий?
А если ночь?
Тебя уединенней
Не отыщу на бесконечном небе.
Санта Фе де Богота, 1990
***
Mi tú, mi sed, mi vispera, mi te-amo…
Eduardo Carranza
У ночи – и дышится сладко,
В полете свивает и мнет
Морскую тяжелую складку
И стылые губы вразлет.
Тебе ли судить о рожденьи
Гармоний и ритмов? Вдвоем,
Почуяв ее приближенье,
Мы шепотом славим ее.
Дичится она красноречья,
Банальности ей не нужны,
А берег волной изувечен
И, всхлипнув, бежит от волны.
Желанью открытые дали,
Соленые губы свежи,
И пятнами лунных подпалин
Болит непочатая жизнь.
И нам, запинаясь дыханьем,
Не выдумать кровь солоней,
Напевными всеми стихами
Мы только мечтаем о ней.
Изъедены ветви кораллов,
Проварены в этой крови,
Над трубчатой глубью провалов
Прогорклую пену завив.
Мы можем еще расстараться.
Представить далекую смерть
Огнями прожекторных станций,
Сосущих подводную нефть.
Скользнувшим огнем корабельным,
Пунктиром дающим маршрут,
Орехом гармонии цельной,
Туннелем, закрученным в жгут.
Но как же горчит, набегая,
Пустая морская звезда,
Комета заблудшего края,
Забывшего, где и когда
Был выплеснут морем на сушу
Под пальмовый, мерный рассказ,
Продавший трехпалую душу
За горсти сухого песка.
Обрядом сквозных междометий
Закружен его небосвод,
И первый становится третьим
Под рев разыгравшихся вод.
И все – от ночных волхвований,
Ее влажноватого зла,
На скалы безродных преданий
Налегшего тенью весла.
На древнем, ушедшем наречьи
Узорчатой вязью воды
Считает небесные свечи
И топит дневные следы.
Но дышится сладко и пьяно,
И слышно – у края земли
Колышет бездонная рана
Тугие свои корабли.
За их деревянные крылья,
Клубясь, уплывает Восток.
Гасящий рассветным усильем
Тяжелые всплески у ног.
И чаша вздымается вровень
С ползучими лентами трав,
Огнем холодеющей крови
Дремотный песок напитав.
Карибское побережье, Ковеньяс, 1991
***
Множество кружных и окольных путей
У одиночества человека и вещи.
Слева направо качается маятник века,
Что подходит к концу.
И над морем, и в его глубине
Растворяется жажда, соленая жажда жизни –
Тысячи бурых песчинок размягшего камня.
Странствие от часовни
До колыбельных пустыни,
До окна, что открыто
Не твоими руками.
Если умрешь – бояться не стоит,
Все эти пыльные земли
Сожмешь в кулаке, возьмешь с собою
В пустыни духа,
А слезы – только чужие,
Твоих одиноких близких,
Вечно любимых, оставленных телом,
Улыбкой твоей и словом,
Но не памятью бедной,
Что знает волшебную силу
Разъятого смертью пространства
И разгадку формулы не-умиранья.
Санта Фе де Богота, 1993
***
Стаи звезд этой ночью всплывали со дна,
А потом рассветало в горах с напряженьем.
В гуще вьющихся трав дотлевала луна,
И зарницы мерцали в далеких сраженьях.
Но у сердца – вода моего родника,
Песнопения ведер, малинные лозы,
В обрамленьи холмов – ледяная река
И в разрыве креста – уходящие грозы.
Этой ночью в белеющих скудно домах
Загорались дремотные лампы и свечи,
И предвечные Анды молчали впотьмах
И туманом давили на плечи.
Но в душе проступали холмы и поля,
Словно память еще не смирилась с утратой,
И ответом молитве вставала заря,
Две земли осветившая в сердце разъятом.
Город Армения, 1992
***
Еще твое, я думаю. Земля
Так велика. Еще с тобой. Мала,
Сужается, не говорить о ней,
Когда с тобой. Когда она плыла,
Кружилась, останавливалась, вспять
Летела, и не думалось – с тобой
И о тебе. Тогда она была,
Прости ее, она была любой
Дорогой в Андах, может быть, волной
В Карибском море, чашкой на столе,
Кофейным парком, рыжей мостовой
Она была.
О смысле, о Земле
и о тебе.
Москва, 1992
***
Мой последний, топкий, невесенний,
Пальмовый, тропический, древесный,
Сотканный из ста недоумений,
Жалобный, горячий, неуместный,
Выросший над Тихим Океаном,
Захмелевший, бражный, листопадный,
Распушенный, жаркий, непрестанный,
Изумрудный, сорванный, надсадный.
Ты кричишь и кружишь над садами,
Над гудящей музыкой застолий,
Над решетками, над проводами,
Залами сырых аудиторий.
Затопивший сердце и сознанье,
Все размывший, все предугадавший,
Где-то на рассвете мирозданья
Знание о смерти перенявший,
Ты кричишь, и падаешь, и снова,
Разбиваясь, оживаешь в ранах,
Жизнь моя, язык, первооснова
Крови, песнопений, океана.
Унеси меня, пребудь со мною,
Ливень мой, пустынный и огромный,
Твоему смятенному покою,
Поискам и воле неуемной
Поручаю душу, что не может
Совладать с оставленностью этой,
Памятью, тоскою бездорожий
И желаньем радости и света.
Кали, 1993
***
Завершено.
И весь мир
Предстает светло-серым,
Словно пыль на церковной скамье.
Или вдруг становится
Угольно-черным
Или червонно-красным.
Но мерцают сквозь пыль и уголь, кровь
Белые-белые донья мира.
Кали, 1993
***
Три подвесных моста
Было. И три реки.
Память твоя чиста,
Воспоминанья легки.
Память твоя остра,
Словно игла в золе,
Словно бы контур костра
На помутневшей земле.
Память твоя бела
Каплею молока –
Не запушит зола,
Не унесет река,
В ночь, над зыбкой мостов
В небо не уплывет.
В сонме зачатых слов –
Каждому свой черед.
Будут слова светлей
Льда речного песка,
Будет вода – над ней
Горы и облака.
Сквозь усмиренный страх,
Полусон больной –
Будет вода в руках,
Плеск ее ледяной.
Возвращенья чисты,
Воспоминанья легки –
Так устилают листы
Дно желанной реки.
Санта Фе де Богота, 1993
***
Я помню женщину, которая сказала:
«Soy aguila de la noche”.
Она сказала эти странные слова,
Такие смешные и неуместные,
В автобусе, шедшем
Поздней ночью вдоль Карибского побережья.
Все ее спутники спали,
Она одна
Сидела, упершись взглядом
В черноту за окном.
Как будто впрямь ночная орлица…
Какой-то смутный отзвук
Романтических шлягеров
Той зимы.
Это были смешные слова.
И тогда, и теперь
Они у меня вызывают улыбку.
Но почему-то именно эти слова
Пробили брешь
В толще каменного молчания,
Что окружает с недавних пор
Те прошлые годы,
Ту страну
И еще половину сердца,
Забытую в тех краях.
Человек умудряется растерять
За недолгий год
Все приметы того, о ком думал:
«Этот живет у меня в крови».
По прошествии нескольких лет
Легенда будет сотворена,
И ни тот человек, ни другой
На другой
Стороне земли
Не узнают себя в ней.
И умрут, так и не осознав,
Что расстались дважды:
Когда расставались в аэропорту
И когда забывали друг друга
Всеми силами общей души.
И стали набором слов.
Москва, 1994
***
Не было снежного Рождества,
И в марте не таял наст,
И в апреле не пробивалась листва
В городе бедном у нас.
Не было ветра на пустырях,
В мае не разговаривал лес,
Лежали созвездия на горах,
Сброшенные с небес.
Не было года, его времен,
Не было в городе родников,
Открытых небу со всех сторон,
И в домах не слышно было котов,
Караулящих зыбкий сон.
Если бы море – оно далеко,
Если бы снег – не коснуться рукой
Горных вершин, высоко-высоко
Хранящих пушистый свет снеговой
Над изумрудами рудников.
Ливень сквозь сетку во внутренний двор
Лился, скатываясь в кувшин.
Это вода растаявших гор,
Это вода снеговых вершин,
Это ступает морок дождя
По вечной осени на мостовой,
Пальмовой площадью проходя
Это он идет за тобой.
В зимние месяцы и весной
Он не обходит твой жалкий дом.
Лай собак за твоей стеной,
Облачный свет над твоим столом.
Твой жалкий дом, ненастный приют.
Дощатые стены, блеклый рассвет
И глубокий сон, что манят и ждут,
Сон, которого нет.
Нет у нас ничего, кроме этой земли,
Оглянемся этой земле вослед.
Туда уходили все корабли,
Все каравеллы – в ее дали,
Все одежды в ее пыли,
И все дороги туда вели
Семь долгих-предолгих лет.
Не было снега, Сочельник цвел,
Но к яслям величиной с ладонь,
Склонялись волхвы и овца, и вол,
Дождь над балконом усердно шел,
И свечки горел огонь.
Девять ливневых дней подряд
Молились о Рождестве.
Балкон открыт, и свечи горят,
И тени дрожат в листве.
А в дальней дали – руки не тяни –
Пестрый светился лед,
Когда в костре сжигали они
Старый, уставший год.
Он кротко сидел на своей скамье,
Ждал костра своего.
Черная шляпа, перо над ней,
Пунцовый рот у него.
Как же мне было его не обнять,
Понурого, у ворот.
Как же мне было ему не сказать:
«Прости, мой печальный год.
Печаль твоя не одна во мне –
Новый придет как раз.
И станет больше дождливых дней
В городе бедном у нас.
Станут ночи облачней и светлей,
Солнечней станет страх,
И ливни станут еще сильней –
Затопят огни в горах».
Нам в Кайседонию не попасть,
Город Армению не спасти,
Котов не слышать и снов не прясть,
Балкона не удержать в горсти.
Но в утешение будет нам
Лиловый запах, лимонный ствол,
Память, равная тканым снам,
В тот вечер, когда Сочельник расцвел
И пелись песни волхвам.

Москва, 1994[/b]

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


Сделать таблицу

Строк: Ячеек: RusFF ©


Вы здесь » Золотые 90-е » Поэзия » надежда муравьева